Археология и строительство: пути взаимодействия

По закону перед началом любых строительных работ необходимо провести археологические изыскания.

По закону перед началом любых строительных работ необходимо провести археологические изыскания.

Задумывались ли вы над тем, чем археология может помочь современному предпринимателю, и как вообще они могут быть между собой связаны? Об этом пишет "Собиз Инфо" . Давайте разберемся с этим вопросом. И поможет в этом директор межрегионального центра археологических исследований, старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук, кандидат исторических наук Егор Китов.

  Изыскания в строительстве

На сегодняшний день застройщикам услуги археологов просто необходимы. Перед началом строительства исполнитель обязан убедиться в том, что под будущей многоэтажкой, офисным зданием, торговым центром или новой дорогой не окажется еще одного «Аркаима» или стоянки древних людей. Проводить комплекс работ по выявлению и сохранению объектов археологического наследия предпринимателей обязывает Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 №73-ФЗ.

Несоблюдение требований федерального законодательства влечет за собой ответственность. Статья 7.14 Кодекса об административных правонарушениях предусматривает штраф от 15 до 100 тысяч рублей для физических лиц, от 20 до 300 тысяч рублей для должностных лиц и от 100 тысяч до миллиона рублей для юридических лиц.

Кроме того, наказание за нарушение закона предусмотрено статьями 243 и 243.1 Уголовного кодекса РФ. В этом случае сумма штрафа для застройщика может также составить до миллиона рублей, а в некоторых случаях наказанием станет лишение свободы до двух лет. Причем незнание закона совсем не освобождает от ответственности.

Чтобы не попасть на серьезный штраф и не стереть с лица земли археологические памятники, рассказывающие об укладе жизни наших предков, нужно обратиться к профессионалам. В Тамбове такие работы осуществляет межрегиональный центр археологических исследований. Из названия понятно, что сотрудники центра занимаются раскопками и в других областях. По словам руководителя МЦАИ Егора Китова, его специалисты работают во всех регионах Центрального, Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов. Для этого археологи получают специальные открытые листы (разрешения), которые выдаются в Министерстве культуры Российской Федерации на раскопки в той или иной местности.

  Что такое археологические изыскания?

Целью археологических изысканий является выявление и сохранение объектов археологического наследия. Заказать экспертизу застройщик обязан до начала работ. Это поможет спасти возможный объект археологического наследия и не нарушить закон.

Если после наблюдений специалисты обнаружили на участке представляющие научный интерес слой, содержащий археологические артефакты,  или памятник (по закону все, что старше ста лет, является археологией), в этом случае заказчик обязан обеспечить разработку раздела проекта по обеспечению сохранности объекта археологического наследия. Разведки проводятся до начала проектных работ на основании открытого листа, который специалисту выдает Министерство культуры РФ.

Также стоит уточнить, что все археологические исследования проводят за счет заказчика работ.

  Чем занимается МЦАИ?

Межрегиональный центр археологических исследований занимается всеми видами археологических работ, от разведок по поиску или отсутствию памятника, либо в случае городских работ - слоя относимого к ранним этапам формирования города, до разработки документации по сохранению найденного объекта археологического наследия и проведения археологических работ для снятия обременения с земельного участка.

По итогам научного обследование земельного участка и проведенной историко-культурный экспертизы государственный орган охраны объектов культурного наследия выдает разрешение застройщику на проведение строительства.

Срок получения открытого листа составляет до тридцати дней. После самих полевых работ в течение пяти-десяти дней специалисты составляют технический отчет. Еще от пяти до десяти дней занимает историко-культурная экспертиза. Заключение государственного органа охраны объектов культурного наследия становится финальной точкой и приходит через пятнадцать дней.

  - Егор Петрович, скажите, есть ли проблема дефицита кадров?

- Да, это одна из самых насущных проблем. Археологов катастрофически не хватает. Когда мы начинали тут работать, в Тамбовской области было всего два археолога. Мы стали привлекать специалистов из разных регионов. Сейчас у нас работают ребята из Москвы, Воронежа, Липецка, Самары и других регионов. Относительно недавно решили привлечь к работе центра студентов. На сегодняшний день у нас работают три тамбовских студента, плюс четверо наших сотрудников из других городов поступили в магистратуру на исторический факультет в ТГУ имени Г.Р. Державина.

Хорошо было бы, чтобы к нам приходили студенты, интересовались археологией, потому что работа для них есть. В частности, очень большой фронт сезонной работы – с весны по осень. Я работаю еще в Институте этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо Маклая Российской академии наук в Москве. Есть возможность брать выпускников для поступления в аспирантуру по физической антропологии, антропоэкологии, этнологии и другим направлениям науки, которыми занимаются наши сотрудники.

  - Когда мы говорим об археологических исследованиях, это целый комплекс работ и разные по времени и сложности памятники. Вы сейчас копаете большое кладбище семнадцатого-девятнадцатого веков. Скажите, имеют ли какую-то ценность захоронения нового времени? Это же, по факту, обычные могилы.

- Я недавно вернулся из Арзамаса. Там сейчас копают захоронения семнадцатого-девятнадцатого веков. Благодаря этому удалось уточнить некоторые исторические факты. Например, мы нашли первую церковь, которая находилась посреди кладбища. Были найдены погребения предшествующего времени пятого-шестого и девятого-десятого веков, которые относятся к мордве-эрзе. Ранее мы смогли подтвердить, где были границы крепости. Кроме того, уточнили расположение улиц и кладбищ в самом городе. В Курске большую часть объектов изначально копали как слой восемнадцатого-девятнадатого веков, а под ними находили древнерусский слой. Такая же ситуация бывает и на объектах в Нижегородской области.

  - Что происходит с останками после исследования? Хоронят ли человеческие кости потом по религиозным обычаям?

- Древние скелеты мы сохраняем, они нужны для решения вопросов происхождения, миграций, сосуществования или смешения разных групп населения, патологий, травм, демографических вопросов. Останки древних людей хранятся в наших коллекциях для будущих исследований, так как это важный источник информации для палеогенетики и других научных направлений. Например, уже сейчас по генетике можно определить прямое родство до двадцати поколений. В Нижнем Новгороде мы нашли череп человека, который явно участвовал в кулачных боях. Об этом свидетельствуют прижизненные повреждения на черепе, такие как перелом носа со смещением и перелом скуловой дужки. В городе Городец из древнерусского кладбища есть череп со следами трепанации незадолго до смерти, что говорит о попытке его вылечить. Такие исследования представляют собой огромный источник информации, даже несмотря на то, что эти люди жили восемь-шестнадцать поколений тому назад. Останки из поздних погребений мы отдаем епархии для захоронения.

  - Могут ли тамбовчане посмотреть коллекции вашего центра? Доступны ли они в открытом доступе?

- На самом деле, у нас очень много материалов. Мы даже думали о том, чтобы создать в Тамбове небольшой музей антропологии на базе межрегионального центра археологических исследований. Для этого у нас есть все ресурсы, большое хранилище найденных материалов, источники и экспонаты. Мы готовим находки для сдачи в музей, но это длительный процесс, поэтому есть возможность эти находки показать. Также мы сейчас получаем открытые листы на молодых сотрудников, для научных раскопок в нашей области и в соседней - Саратовской.

  - А законодательно не прописана необходимость сохранения костных останков? Или их можно просто закопать?

- Костные останки можно захоронить, музеи их берут очень неохотно. У нас в положении по проведению археологических работ написано, что перед захоронением кости должен изучить профильный специалист-антрополог. То же самое - с костями животных, которые являются массовым материалом на раскопках.

Спектр вопросов при изучении костей животных для археозоолога также велик. Например, исследование костей древних животных (кошек, собак, лошадей) могло бы, например, показать, были они уже на тот момент одомашненными или оставались дикими. Но хранить все костные останки просто невозможно. Мы чаще отбираем образцы для последующих научных работ, а большую часть хороним.

У нас есть хранилище, где хранятся костные останки. Они изучаются разными профильными специалистами. Направлений в антропологии очень много - краниология, одонтология, остеометрия, физическая активность, реконструкция лица по черепу и многое другое. Я сам владею несколькими методиками, но все охватить невозможно, да и разрешающие способности различных направлений изучения костей все время увеличиваются.

  - Были ли в вашей практике такие случаи, когда значимость раскопок оказывалась настолько велика, что застройщик из-за этих находок даже изменял генеральный план?

- В моей практике такого не было. Однако такие случаи редко, но происходят. К таковым относится сохранение памятника эпохи бронзы, который широко известен, как «Аркаим» в Челябинской области, или палеолитический памятник «Костенки» в Воронежской области. Однако я знаю случаи, когда генеральный план меняли из-за нерентабельности самих раскопок в случае, если это сложный и значимый памятник, ведь археологические работы - это дорогая необходимость.

  - Какие интересные находки во время раскопок попадались сотрудникам вашего центра?

- Совсем недавно в Арзамасе Нижегородской области мы обнаружили древнемордовский могильник пятого-шестого и девятого-десятого веков. Он расположен в поселке Выездное у Собора Церкви Смоленской иконы Божией Матери. В том же городе мы нашли останки двух монахов семнадцатого века. Под головами умерших находились кирпичи, символизирующие каменные подушки. Мы воссоздали их внешний облик. Женщине было сорок – сорок пять лет, мужчине – тридцать пять - сорок. Причем внешность женщины - совсем не типичная для данной территории. Можно предположить, что она не местная.

В грунтовом могильнике на селище, расположенном к востоку от внешней стороны крепостного вала древнерусского города Городец, мы нашли череп мужчины со следами трепанации. Ему было примерно тридцать пять – сорок пять лет. Внутренние края отверстий острые, а поврежденные кости черепа бережно удалены, чтобы не повредить твердую оболочку мозга. Подобные находки редки для северо-восточной Руси тринадцатого-четырнадцатого веков и носят единичный характер.

В Самарской области мы обнаружили захоронение металлурга-литейщика из Елховки и смогли восстановить его внешний облик. В могиле также лежали различные приспособления, указывающие на профессию человека. Мужчина был очень развит физически и умер в возрасте тридцати – тридцати пяти лет. Захоронение относится к началу бронзового века.

Также на объектах мы часто находим интересные артефакты. Среди них - керамика, нательные кресты, принадлежности для письма, стеклянные бусы и браслеты, пряжки, пуговицы, монеты, ножи, топоры, фрагменты сбруи для лошадей и различные предметы быта.

Все эти находки, которые как кирпичики дополняют древние и часто бесписьменные периоды нашей истории, очень важны. Сохранение и популяризация знаний, которые мы получаем в ходе работ, являются важным итогом работы нашей организации. Так, если работы по изучению древних памятников не проводились, эти данные были безвозвратно утеряны. На этапе современного развития нашей страны бережное сохранение информации, скрытой в земле, является важным направлением в исторической науке.

 

По словам Егора Петровича, организация, несмотря на то что находится в Тамбове, в области археологические работы практически не проводит. Раскопки проходят крайне редко. Однако, возможно, в будущем ситуация изменится. Для этого сотрудники межрегионального центра археологических исследований сейчас работают сразу по нескольких направлениям. Это сохранение объектов археологического, культурного и нематериального наследия. Посмотреть фотографии с мест раскопок и их описание можно на официальном сайте МЦАИ в разделе «Наши проекты» . Арина Орлова

Последние новости

Развитие агродипломатии в России

Региональные власти обсуждают новые подходы в международных отношениях.

Тамбовское управление Росреестра запускает пилотный проект по вовлечению недвижимости в экономический оборот

Обсуждение промежуточных итогов работы прошло на оперативном совещании в Тамбове.

Новые методы трахеостомии в Тамбове

Врачи Тамбовской больницы внедряют инновационные подходы к трахеостомии.

Частотник

Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Когалыме с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *