«Мы читали метровые телеграммы». Тамбовская телеграфистка о забытой профессии, работе с перфолентами и коммутаторами

Фото: Алексей Бучнев Мы решили заглянуть в недалёкое прошлое, чтобы рассказать о тех профессиях, которые с годами либо стали редкостью, либо незаметно для большинства исчезли.

Фото: Алексей Бучнев

Мы решили заглянуть в недалёкое прошлое, чтобы рассказать о тех профессиях, которые с годами либо стали редкостью, либо незаметно для большинства исчезли. Поговорили с тамбовской телеграфисткой и узнали, как работали несколько десятилетий назад средства связи, для чего нужны были перфоленты и зачем наши специалисты уезжали помогать столице.  

Лидия Фурсова - телеграфист почти с 40-летним стажем. В 1970-ых годах в эту профессию шли без опыта, а навыки получали в самих организациях. Телеграфисты обрабатывали срочные сообщения и вручную их перфорировали на телеграфном аппарате. Работа не самая сложная, но ответственная: за короткое время приходилось принять и перенаправить множество документаций и служебных переписок. Вся страна тогда оперативно общалась с помощью телеграмм. 

 

 

- Учиться после десятилетки было несерьёзно, и я пошла работать. Предложили место телеграфистки. Меня привели в областной почтамт, сегодня здание сохранилось - это главпочтамт. В зале стоял шум от работающих машин как на ткацкой фабрике. Это так работали телеграфные аппараты СТ-2М. В зале, чтобы услышать друг друга, приходилось кричать. У меня за годы выработался профессиональный громкий голос, - рассказывает телеграфистка.

Почти азбука Морзе

Телеграфисты работали не только в отделениях связи, но и на предприятиях и в отраслях народного хозяйства. В профессию приходили в основном женщины, считалось, что они внимательнее мужчин. У каждой телеграфистки был свой позывной или личный номер.

 

 

Рабочее пространство сотрудниц связи скромное - столик с двумя аппаратами для приёма и передачи сообщений. Печатать надо было быстро: работали не двумя пальцами, а всеми десятью. Каждому пальцу соответствовала одна или две буквы и цифры. В минуту - 36 знаков. За час на приёме обрабатывали не менее 50 телеграмм, ещё столько же - на передаче. 

- Телеграммы печатали на узкой контрольной ленте аппарата. Широкая лента называлась перфолентой, и у неё была дублирующая функция. Выбитые на ней дырочки зашифровывались, каждой соответствовала своя буква, превращая слова в предложения. Почти как азбука Морзе. Если контрольная лента портилась, то прочитав перфоленту, мы восстанавливали текст, - рассказывает Лидия Фурсова. 

В абонентском телеграфе работали специалисты исключительно с тамбовскими предприятиями и заводами. Вместо телеграфных аппаратов - рулонные телеграфные аппараты и коммутаторы.

 

 

- На мой коммутатор, например, выходил завод «Ревтруд». Телеграфистка произносила свой личный номер и номер абонента, с кем надо соединить. Работали со всеми городами страны. Стоял циферблат для набора - принцип как на стационарном телефоне. Если лампочка на коммутаторе потухла, значит, город набрался. Всё было автоматически, - добавляет Лидия Петровна.  

Прогресс шагнул 

В 1976 году Лидию Фурсову перевели с областного почтамта на междугородную станцию, которую построили на Первомайской площади. На общественные коммутаторы заводы и предприятия выходили только в тех случаях, если им не удавалась выйти на техника связи нужного города. 

- Крупные города не справлялись с нагрузкой, и телеграфистов отправляли в командировки. Четыре месяца я прожила в Москве, помогала столичным коллегам. Работали много, но интересно. Приходилось обрабатывать заводские телеграммы длинной до полутора метров - такие были квартальные отчёты, - уточняет телеграфистка. 

 

 

- Однажды проводился конкурс мастерства телеграфистов. И на всех этапах занимала первые места. Почему? Никто не умел читать перфоленту. Научилась мастерству, как только пришла в почтамт. Последовательность чтения такая: одна дырочка - первая буква алфавита, две - первая и третья и так далее. Когда от области отправили на зональный этап в Белгород, выяснилось, что участвовать могут сотрудники не старше 20 лет, а мне был 21 год, - вспоминает Лидия Фурсова.    

В 1980-ые годы прогресс здорово шагнул и автоматику усовершенствовали. Ручной набор ушёл в прошлое, появились ЦКС - центры коммутации сообщений. Телеграфистам оставалось на аппаратах только набрать комбинацию. К примеру, «номер телеграммы, маршрут и номер, куда она идёт». Но в профессию ещё продолжали идти, только в конце девяностых специальность стала невостребована.

 

Елена Гридчина

Последние новости

Почти 500 тысяч тамбовчан смогут проверить свое здоровье

В медицинских учреждениях области началась диспансеризация взрослого населения.

По материалам проверки прокуратуры Тамбовского района возбуждено уголовное дело по факту хищения бюджетных средств при проведении капитального ремонта Селезневской врачебной амбула

Прокуратурой Тамбовского района проведена проверка исполнения требований законодательства при расходовании бюджетных средств в рамках реализации национального проекта «Здравоохранение».

В Тамбовской области с 2025 года  действует новая ставка по налогу на имущество организаций

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. В Тамбовской области для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, ставка по налогу на имущество организаций в отношении объектов,

Частотный преобразователь

Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Лесосибирске, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *