30 марта 1613 года - день, когда костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг
30 марта 1613 года считается днем, когда костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг, воспетый историками,
30 марта 1613 года считается днем, когда костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг, воспетый историками, поэтами и ставший центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки – оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Иван Сусанин - народный герой, символ «мужицкой» преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.
Он точно был
Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти. Не обошло стороной время и имя одного из многих русских героев прошлых времен. Оно обросло легендами и мифами, с ним связаны многие исследования русских историков, где гипотезы, выдвигавшиеся ими многократно, противоречили друг другу. Одно есть точно в имени его – это факт его бытия и свершенного подвига.
Все дискуссии исследователей – лишь попытка более точно воссоздать образ героя, его социальный статус на момент свершения подвига, сами обстоятельства свершенного, включая время, место гибели, истинное положение дел в местности, где герой жил и погиб, а также местонахождение тех, за кого он отдал свою жизнь.
Официальная трактовка
Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы – начале весны 1613 года нареченный царем юный Михаил Федорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошел военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя - чтобы пленить его либо убить.
Нельзя забывать о том тяжелом периоде Русской истории, не зря названном Смутным временем, когда на карту был поставлен вопрос о независимости и самом дальнейшем существовании Московского государства. Русь стояла на пороге национальной катастрофы: конец династии Рюриковичей, гибель семьи Годуновых, самозванцы у власти, боярская грызня за престол или за место возле него, крестьянские бунты, польско-литовская интервенция и сопутствовавший ей беспредел, чинимый интервентами, шведская интервенция и захват ключевых городов-крепостей северо-западной Руси, набеги крымских татар…
В таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнино вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать. Благодаря этому решению Михаил Федорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.
Поляки же, догадавшись об обмане Сусанина, подвергли его жестоким пыткам и убили - согласно имеющимся сведениям, он был изрублен саблями. Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени.
Споры о деталях
Основными спорными моментами, связанными с жизнью и смертью Ивана Сусанина, были для историков следующие. Первый – это насколько тесно был связан с семьей Романовых их вотчинный староста. Отсюда – мог ли он знать об избрании Михаила царем, или о том, что Михаил – претендент на царский престол, знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнино на момент встречи его с поляками. Второй – действительно ли Михаил и его мать были в Домнино, находились где-то поблизости или же были в безопасности. Отсюда – целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вел просто в труднопроходимые и удаленные от дорог места. Третий – где истинное место смерти – болото или само село Исупово. Четвертый – где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий). Ну и наконец, пятый вопрос – когда был совершен подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.
Историки спорят, приводят аргументы в пользу своих гипотез. Однако сам факт свершения подвига Иваном Сусаниным остается неоспоримым. Даже если подвиг был совершен осенью 1612 года, когда Михаил Романов еще не был избран царем, то, защищая своего юного барина и его мать, Сусанин все равно спас царя, а самопожертвование по отношению к барину - лишний факт, подтверждающий незыблемость патриархальных ценностей и устоев русского общества того времени и глубинного противления чуждым устоям, рубившим национальные корни. Это же относится и к вопросу о том, где находился Михаил Романов с матерью на момент встречи Сусанина с поляками. Поляков увели от Домнино – факт, увели в район труднопроходимого болота или села (Исупова) в противоположной стороне от Домнино и в стороне от направления Домнино-Кострома – факт. Сусанин был зверски убит – факт, подтверждаемый царской грамотой, на пустом месте не даровавшейся.
Эта жалованная грамота 1619 года царя Михаила Федоровича зятю Сусанина стала первым документом, свидетельствовавшим о героическом поступке Сусанина. В нем говорилось, что его тестя «изыскали польские и литовские люди и пытали великими немерными пытками...». Однако в первом источнике ничего не говорится о канонической истории - уводе отряда на погибель в болото. Согласно нему, Иван Сусанин отказался показывать путь к местонахождению молодого царя и умер под пытками, так и не выдав тайны.
Первые отклонения от традиционного описания героических действий Сусанина появляются в восемнадцатом веке, в указе от 19 мая 1731 года. Здесь прежняя версия этой истории подверглась некоторым изменениям, в частности указывается, что Сусанин «отвел» поляков от Домнина и был убит в Исуповке (Исупове), соседнем селе, лежащем через болото от Домнина. В 1864 году, опираясь на изыскания костромских краеведов, историк протоиерей П. Островский писал о том, как вел себя в эти страшные минуты Иван Осипович Сусанин: «...верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог за очи помазал елеем святым и нарече его царем России». Таким образом, Иван Сусанин спас новую династию русских царей.
Подробности
Место упокоения Ивана Сусанина, как и место его гибели, традиционно вызывает расхождение у историков.
Кстати, лишь в 2005 году появились реальные доказательства того, что народный герой Иван Сусанин действительно существовал и был убит в болоте близ деревни Исупово под Костромой. Там археологи нашли его останки.
Та находка не была случайной - археологи перекопали землю вокруг трех деревень под Костромой, вскрыв почти четыреста захоронений. И только возле Исупово обнаружили множество человеческих скелетов на поляне, где раньше долгое время было болото. Там же откопали и нательные кресты. Почти все они были католическими. И, как предположили археологи, принадлежали польским солдатам - тем, которых Иван Сусанин завел в болото. Лишь один крест был православным и состоял из осколков. Похоже, что этот крест был разрублен и принадлежал он, скорее всего, именно Ивану Сусанину. Начали изучать найденные останки, среди которых был и череп с глубокой рубленой раной.
В Российском центре судебно-медицинской экспертизы провели генетические исследования останков. Для идентификации ученые вскрыли еще и могилы родственников Сусанина, которые принадлежали роду Сабининых. Их ДНК позволила провести генетическое сравнение. Вывод: найденные останки однозначно принадлежат родственнику Сабининых.
Экспертиза помогла восстановить и внешний вид народного героя: «мужчина восточно-балтийского антропологического типа в возрасте сорока пяти - пятидесяти лет с длиной тела 164 плюс-минус два сантиметра», говорится в заключении. А погиб он от удара по голове, что вполне совпадает с известной всем легендой.
Кстати, Сусанин - это не фамилия. В первой половине семнадцатого века у людей незнатного происхождения фамилий не было. Они именовались по имени и отчеству, которое образовывалось от имени отца или матери. Сусанин, скорее всего, - сын некоей Сусанны. И выходит, вырастила его мама. А отчество Осипович - выдумка беллетристов, ведь будь у Ивана отец Осип, его бы звали Иван Осипов, а не Сусанин.
Есть мнение, что Сусанин зря собой пожертвовал. Мол, Михаил Федорович с матерью в марте 1613-го скрывался в хорошо укрепленном Ипатьевском монастыре, и поляки все равно бы до него не добрались. Однако в грамоте 1619 года царь сам сообщает: «были на Костроме», не указывая, где именно были. Зато звучит, что Сусанин как раз точно знал, где. А коль Михаил Федорович крестьянина посмертно облагодетельствовал, значит, подвиг его и впрямь был не напрасен.
По материалам из открытых источников
Арина ОрловаПоследние новости
Автопоезд «Забота» посетил село Шульгино
Сегодня автопоезд «Забота» сделал остановку в Мордовии.
Новые изменения в региональном законодательстве
Татьяна Михайлова представила обновления в области муниципальных уставов.
Заседание Правления Нотариальной Палаты Тамбовской Области
Обсуждение результатов проверки нотариального делопроизводства в Тамбове.
Частотник
Осуществляем поставку в оговоренные сроки, обеспечивая быструю отправку