Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Контролируемые иностранные компании: порядок и условия признания

Одним из способов снижения налоговых расходов бизнеса является регистрация компании за рубежом. Таким образом можно достичь минимизации налоговых затрат при переводе активов КИК на территорию РФ. Стоимость консультационных услуг в данной области может зависеть от различных факторов: сферы деятельности, масштаба бизнеса и других особенностей. Поэтому при выборе консультационной компании необходимо ориентироваться на ее рейтинг, длительность работы на рынке и репутацию.

Важной обязанностью граждан и юридических лиц в РФ является перечисление налоговых платежей в бюджеты разных уровней. Этот процесс контролируется ФНС, которая заинтересована в получении информации о всех источниках доходов налогоплательщиков, даже тех, которые находятся за рубежом. Например, КИК могут быть одним из таких источников, а доход, получаемый резидентом от КИК, облагается соответствующими налогами в соответствии с действующим законодательством РФ.

В контексте этой темы важно понимать, какие зарубежные образования считаются подконтрольными российским налогоплательщикам. Также стоит рассмотреть необходимость сообщения о принадлежности к КИК и возможность перевода зарубежной компании под юрисдикцию РФ. Все эти вопросы стоит обсудить с опытным специалистом на бесплатной консультации, которая предоставляется в некоторых консультационных компаниях.

Вопрос о признании зарубежных организаций и структур контролируемыми иностранными компаниями (КИК) является важным для налоговой системы России. Организации, признаваемые КИК, - это, в первую очередь, юридические лица, зарегистрированные в других государствах и подчиняющиеся их юрисдикции, а не России. Владельцы этих компаний не платят налоги в России, хотя контролирующими участниками компании могут быть российские резиденты - как физические, так и юридические лица. С другой стороны, структуры, признаваемые КИК, имеют иную организационную форму, допустимую по закону государства, в котором они созданы. В отличие от компаний, структуры извлекают прибыль и имеют бенефициаров - участников или иных лиц, получающих личную прибыль.

В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ, иностранные структуры создаются на основании законодательства других государств, имеют не юридическую форму и сопряжены с извлечением прибыли. Чтобы определить, к какой категории принадлежит иностранный субъект, Российское министерство финансов рекомендует сначала ориентироваться на законодательство, на основании которого субъект учрежден, затем сопоставлять его характеристики с положениями Налогового кодекса РФ. Если есть затруднения с однозначным определением структуры, то она будет считаться компанией.

Контролирующие лица иностранных компаний (КИК)

Итак, в соответствии с российским законодательством, контролируемая иностранная компания (КИК) - это организация или структура, находящаяся за рубежом и контролируемая лицом, являющимся налоговым резидентом РФ. Но что же подразумевается под понятием "контролируемая"? Фактически, контроль над иностранным субъектом означает возможность влиять на принимаемые внутри КИК решения, связанные с распределением прибыли контролируемой иностранной компании.

Здесь, важно отметить, что степень контроля над КИК не имеет значения: если лицо способно блокировать решения, даже не имея полномочий, согласно разъяснениям из Письма Минфина от 20 июня 2017 года № 03-12-11/2/38303, оно будет считаться контролирующим.

При этом, если речь идет об иностранной структуре (которая не является юридическим лицом), то КИК контролируется тем, кто ответственен за распределение активов внутри структуры. Главное - зависят ли решения, связанные с прибылью структуры и ее распределением, от российского субъекта. Если ответ "да", то такое лицо будет считаться контролирующим, согласно Письму Минфина от 20 мая 2019 года № 03-12-12/2/36124.

Однако, контроль над КИК считается установленным, если:

  1. доля участия российского лица в зарубежном субъекте составляет не менее 25%;
  2. доля участия составляет только 10%, но кроме данного лица в субъекте принимают участие иные резиденты РФ, и их общая доля составляет не менее 50%;
  3. лицо способно влиять на решения, касающиеся распределения прибыли КИК.

Наличие контроля над иностранным субъектом может наблюдаться у его учредителя или у другого лица, соответствующего хотя бы одному из условий, указанных в статье 25.13 НК РФ. Кроме того, необходимо знать, что есть определенные случаи, когда резидент РФ не считается контролирующим лицом КИК.

Например, если участие субъекта РФ в КИК опосредованное через российскую публичную компанию или если субъект прямо или косвенно участвует в зарубежной фирме, и при этом процент обыкновенных акций превышает четверть уставного капитала фирмы, сформированного с их помощью. Эти случаи устанавливаются в статье 25.13 НК РФ.

И, наконец, если все условия, указанные в пункте 10 статьи 25.13 НК РФ, соблюдаются одновременно, то учредитель зарубежной структуры не считается контролирующим лицом КИК и, соответственно, не обязан сообщать об этом ФНС РФ. В этом случае, субъект РФ не получает прибыль от структуры, не распоряжается ее прибылью, не имеет прав на ее имущество и не может влиять на решения, связанные с порядком распределения дохода.

Кто имеет право признать лицо контролирующим и уведомить о контролируемых иностранных компаниях?

Законодательством Российской Федерации установлены два порядка признания лица, являющегося российским гражданином или организацией, контролирующим зарубежную компанию. Это добровольный порядок, когда субъект РФ сам подает уведомление в инспекцию, и принудительный порядок, когда ФНС узнает о статусе лица из других источников.

Добровольный порядок признания контроля иностранной компании предпочтительнее для инспекции и контролирующего лица. При этом важно своевременно (в течение трех месяцев с момента появления у лица КИК) сообщить о факте вхождения в круг участников зарубежной фирмы или об учреждении зарубежной структуры. Кроме того, контролирующему лицу необходимо каждый год направлять в ФНС уведомление о контролируемых иностранных компаниях не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом.

Если российский субъект только приобретает влияние на зарубежную фирму или структуру, то ему придется в уведомлении указать дату приобретения влияния, наименование КИК, регистрационный номер компании (если таковой имеется), ее организационную форму, свою долю участия и данные о том, является он только учредителем КИК либо еще и контролирующим ее лицом.

Ежегодное сообщение о контролируемых иностранных компаниях имеет иное содержание и должно быть представлено в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом. При заполнении уведомления уведомитель указывает период, за который отчитывается, название КИК, номер ее регистрации, форму организации, дату окончания периода, за который составляется финансовая отчетность КИК, день создания финансовой отчетности за актуальный период, реквизиты аудиторского заключения, долю самого уведомителя в подконтрольном субъекте, основания признания его контролирующим лицом иностранной компании и основания освобождения от налогообложения прибыли КИК.

Если каждый год уведомлять о контролируемых иностранных компаниях стало проблематично из-за сложности процедуры или сокращения экономической целесообразности КИК, то можно рассмотреть вариант возвращения компании в Россию безболезненно для нее и контролирующих лиц. При этом ФНС может самостоятельно выяснить о наличии у налогоплательщика подконтрольной иностранной компании и дать ему возможность исправить ситуацию, направив требование о подаче уведомления. В таком случае налогоплательщику предоставляется достаточно времени на подачу уведомления или предъявление подтверждения того, что он не является контролирующим лицом или не знал о своей обязанности ставить в известность ФНС о наличии у него КИК.

Возможен ли возврат активов КИК обратно в Россию? В соответствии с российским законодательством предоставляется возможность перевода иностранных компаний под юрисдикцию РФ, при этом используется процедура редомициляции, которая заключается в смене личного закона компании. Для дальнейшей редомициляции необходимо жестко соблюдать порядок процедуры, что подробно описано в Федеральном законе от 3 августа 2018 года № 290-ФЗ.

Однако, возврат иностранных активов российских резидентов назначен общегосударственной задачей. Это связано с тем, что страна решила деофшоризировать экономику, для чего важным инструментом выступает амнистия капиталов. Такая амнистия предполагает добровольное раскрытие сведений о наличии зарубежных счетов и компаний. В соответствии с Федеральным законом № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 года, для того чтобы сделать декларацию, нужно подать специальную бумажную заявку в ФНС.

В свою очередь, за добровольное предъявление своих иностранных активов государство гарантирует декларантам свободу от преследования по возможным налоговым и административным правонарушениям, связанным с декларируемыми активами, а также по некоторым уголовным преступлениям. Кроме того, информация из декларации не подлежит разглашению другим лицам, организациям и государственным учреждениям, в том числе силовым структурам.

Амнистия капиталов проводилась уже три раза. Последняя волна завершилась 29 февраля 2020 года. Однако, на данный момент перспективы введения четвертой волны амнистии капиталов весьма сомнительны. Подчеркнуть стоит, что требования к добровольным декларантам становятся все более жесткими. В первые две волны декларантам не требовалось ничего кроме добровольной явки в налоговый орган с декларацией об активах. В этот же период требования к декларантам на последнем этапе стали значительно ужесточаться.

Для того чтобы декларация была принята и декларант получил все обещанные гарантии, заявителям нужно было перевести все свои средства со счетов, находящихся за пределами России, в российские банки и редомицилировать КИК. В то время как перевод средств из одного банка в другой является достаточно простой процедурой, редомициляция компании требует учета множества тонкостей и знание международных норм и законодательства о иностранных компаниях обеих стран – отправной и Российской Федерации.

Усложнение правил, которые еще больше усложнили процедуру декларации иностранных активов, стало одной из главных причин того, почему третья волна амнистии считается менее успешной, чем предыдущие. Если у российской командировки есть компания, которая находится под управлением иностранного субъекта (организации или структуры), необходимо сообщить в ФНС. В противном случае при обнаружении налоговой инспекцией принадлежности лица к КИК, декларант не сможет избежать проверок и доначислений. Впрочем, активы зарубежных компаний можно вернуть на их родину ее контролирующего лица, причем перевести разрешается не только деньги, но и саму фирму. Для этого необходимо пройти процесс репатриации или редомициляции. Для ускорения и упрощения процедуры можно обратиться в компанию, которая специализируется на помощи при переводе активов.

Помощь экспертов в консультационных вопросах при переводе иностранных активов в Россию становится все более актуальной. Алексей Чубаров, консультант компании «КСК Групп», раскрывает, как работает юридический консалтинг в данной области.

При наличии у российской компании или физического лица активов за границей сложности с правовой и экономической точек зрения неизбежны. По словам Алексея, проблем в такой ситуации может быть даже больше, чем при наличии всех активов на территории РФ. Работа с такими ситуациями требует большого профессионализма. Ведь только специалисты, обладающие экономическими, финансовыми и юридическими знаниями, могут оценить все возможные риски и помочь клиенту избежать непредвиденных проблем. Некорректный перевод актива из одной страны в другую может ухудшить положение компании и даже привести к ее банкротству.

Перевод иностранной компании под российскую юрисдикцию - это сложный и требующий ювелирной точности процесс. Компания «КСК Групп» уже 25 лет занимается подобными вопросами и успешно помогает своим клиентам. Чтобы обеспечить максимально комфортные условия работы компании клиента, специалисты «КСК Групп» проводят глубокий анализ ситуации, разрабатывают стратегию, застраховывают клиента от возможных претензий налоговиков, а также помогают снизить налоговую нагрузку и избежать банкротства.

Одним из преимуществ команды предоставляемых услуг является многолетний опыт работы и сопровождения клиентов в различных аспектах юридического консалтинга. Сотрудники компании часто имеют опыт работы с налоговыми органами, что позволяет им эффективно организовывать взаимодействие с специалистами налоговых служб. Результаты работы компании «КСК Групп» говорят сами за себя – они считают свое сопровождение десятков успешных кейсов по переводу активов в РФ достижением.

Если у вас возникнут вопросы или вам потребуется консультация, вы можете обратиться на официальный сайт компании «КСК Групп», где вы сможете найти более подробную информацию о деятельности компании и записаться на консультацию с помощью функции обратной связи.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *