Правила противопожарного режима: изменения ППР 2023 по обеспечению первичными средствами пожаротушения
Свод правил противопожарного режима (ППР) устанавливает обязательные требования, которые регулируют организацию производства и содержание объектов защиты, а также поведение людей для поддержания пожарной безопасности. Нормы ППР в России определены на законодательном уровне и должны соблюдаться всеми государственными и частными компаниями. В этом случае ответственность за своевременное выполнение ППР лежит на руководителях и собственниках объектов защиты.
Нарушение свод правил противопожарного режима грозит серьезными последствиями, а именно штрафом, установленным в соответствии со статьей 20.4 Кодекса об административных правонарушениях.
Штраф зависит от категории нарушителя и колеблется в следующих пределах:
- от 2000 до 5000 рублей для граждан,
- от 6000 до 15000 рублей для должностных лиц,
- от 20000 до 30000 рублей для индивидуальных предпринимателей,
- от 150000 до 200000 рублей для юридических лиц.
Если ППР были нарушены в условиях особого противопожарного режима, в соответствии со статьей 20.4 КоАП, штраф увеличивается практически вдвое. В этом случае, юридические лица будут обязаны заплатить от 200000 до 400000 рублей.
Новшества в Правилах противопожарного режима на 2023 год
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2019 года были одобрены новейшие изменения в Правила противопожарного режима. Прежде этого, правила были пересмотрены не один раз. Так, изменения, датированные 30 декабря 2017 года, ставили вопрос о вновь возложенной ответственности за возгорание сухой растительности на сельскохозяйственных и лесных участках, также на земельных участках в сельской местности.
Особое усовершенствование пожарной безопасности появилось во осени 2019 года. Изменения коснулись и граждан, и индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц. Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 сентября 2019 года №1216 "О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации", запрещено открытое пламя на балконах (лоджиях) квартир, жилых комнатах общежитий и номерах гостиниц. Были также внесены уточнения относительно запрета на курение. Курить на территории складов и баз, хлебоприемных пунктов, в сенокосных угодьях, на объектах защиты торговли, добычи, переработки и хранения легкоалко-воспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, на объектах защиты производства всех видов взрывчатых веществ, на пожаровзрывоопасных и пожароопасных участках разрешается, однако только в специально отведенных местах (курилках).
Согласно последних актуальных изменений, руководители культурно-просветительных и зрелищных учреждений обязаны информировать зрителей насчет правил пожарной безопасности. Об этом гражданам должны сообщать посредством передач речи или проекции видеороликов о том, каким образом действовать зрителям при пожаре и о направлениях эвакуационных маршрутов, выходов и об использовании противопожарных средств перед началом сеансов в кинозалах.
Согласно Постановлению от 20 сентября 2019 года, торговые объекты должны осуществлять загрузку и выгрузку товаров и тары в рабочее время по путям, которые не связаны с эвакуационными выходами, предназначенными для покупателей. Также в случае объектов с ночным пребыванием людей, не являющихся торговыми, обслуживающий персонал должен организовывать круглосуточные дежурства.
Постановление №1216 внесло изменения в требования к пожарной безопасности в медицинских учреждениях. Ранее палаты для детей и тяжелобольных могли находиться только на первом этаже, теперь же они должны быть размещены, преимущественно, на первом этаже. Кроме того, мастерские, склады и кладовые, которые ранее были запрещены в подвальных и цокольных этажах лечебных учреждений, теперь разрешены по проектной документации.
В 2021 году в ППР внесены изменения, направленные на снижение угрозы возгораний на железнодорожном подвижном составе. Проверочные и профилактические мероприятия, проводимые органами государственного надзора, будут уделять пристальное внимание наличию первичных средств пожаротушения, т.е. огнетушителей, на этих объектах.
Изменения в ППР 2021 года дают руководителям организаций и собственникам объектов дополнительные обязательства по обеспечению противопожарной безопасности. Как отмечается, они должны самостоятельно определять зоны возможного возгорания и обеспечить наличие огнетушителей соответствующего типа в достаточном количестве.
Например, в рамках анализа противопожарной безопасности железнодорожного подвижного состава число и тип огнетушителей определяются на основе наименования объекта защиты (например, электровоз, тепловоз, вагон), его размера (поезд, секция), класса возможного пожара и огнетушащей способности самого устройства. Количество и тип огнетушителей определяются на основе Приложения 2.1 ППР, где указаны нормативы согласно упомянутым критериям.
В случае защиты технологического оборудования необходимо учитывать информацию, указанную в технической документации (ТУ или паспортах), которая определяет запрет на использование определенных средств пожаротушения при эксплуатации. Также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возникновения возгораний разного типа в железнодорожном подвижном составе рекомендуется использовать универсальные огнетушители, подходящие для разных областей применения.
Согласно последним изменениям, внесенным в раздел XI (пункт 288.1), теперь все локомотивы и пассажирские вагоны обязаны быть оснащены не только огнетушителями, но и средствами индивидуальной защиты для зрения и органов дыхания каждого работника локомотивной и поездной бригады. Данная норма была установлена для повышения безопасности персонала в транспорте.
Кроме того, Правила пожарной безопасности (ППР) действующие на территории России требуют от руководителей организаций и собственников объектов определять зоны возможного возгорания и обеспечивать соответствующее количество и тип огнетушителей самостоятельно.
Для проведения общего анализа объекта на предмет противопожарной безопасности количество огнетушителей и их тип определяются относительно площади помещения, наличия открытых зон и характеристик горючих веществ. При этом в расчете учитываются три критерия, включая огнетушащую способность устройства, категорию помещения по классу опасности и класс возможного возгорания.
Рекомендации по выбору огнетушителей
Для выбора типа огнетушителя (ручной или передвижной) необходимо провести анализ размера возможного пожара. Если существует возможность крупных возгораний, то в соответствии с правилами противопожарного режима в России необходимо использовать передвижные средства пожаротушения. Дополнительно, в небольших помещениях до 50 м 3 применяются самосрабатывающие порошковые огнетушители.
При защите технологического оборудования использование огнетушителей осуществляется на основе технической документации - ТУ или паспортов. В них содержатся данные о том, какие правила противопожарного режима запрещены при эксплуатации оборудования. При выборе огнетушителей также важно учитывать температуру воздуха на объекте. В случае угрозы возгораний разного типа рекомендуется отдавать предпочтение универсальным средствам.
Статья начинается с важного привода внимания к тому, что количество и тип огнетушителей должны соответствовать определенным нормам, утвержденным Приложениями 1 и 2 ППР. Эти нормы зависят от класса пожара и категории по пожарной и взрывопожарной опасности объекта.
Таким образом, выбор огнетушителей должен быть внимательно продуман и оценен на основании указанных норм, чтобы обеспечить максимальную безопасность на объекте. Важно помнить, что несоответствие нормам может привести к серьезным последствиям, как для самого объекта, так и для окружающих людей. Поэтому следует проявлять ответственность при выборе и установке огнетушителей.
Что должен знать владелец объекта о правилах противопожарного режима? Действующие правила содержат не только общие нормы, но и специальные требования для отдельных объектов. Например, здания общественно-делового назначения должны иметь два огнетушителя на каждом этаже. Если несколько помещений одного назначения находятся рядом, то для определения нормы по количеству огнетушителей площади всех помещений складываются. Объекты категории Д по классу пожароопасности площадью до 100 м2 могут не оснащаться огнетушителями, если в помещении установлена автоматическая система пожаротушения. При необходимости количество огнетушителей снижается на 50% от нормы. Места хранения вычислительной техники, музеев, архивов и подобных объектов должны оснащаться углекислотными или хладоновыми огнетушителями.
Помимо регламентации видов и количества огнетушителей, ППР также устанавливают требования к их размещению. Например, Правительство РФ определило нормы удаленности огнетушителя от потенциального места возгорания. Требования зависят от категории и типа охраняемого объекта, а также высоты расположения средств первичной защиты, которая не должна превышать 1,5 м.
Если вы являетесь владельцем объекта, то должны знать, что именно вы несете ответственность за соблюдение правил противопожарного режима в организации. Вашими обязанностями в этом случае являются оснащение помещений огнетушителями, контроль за их исправностью, соблюдение правил хранения и проведение проверок и осмотров средств первичной защиты. В организации должен вестись специальный журнал для этой цели.
Согласно изменениям от 7 марта 2019 года, к обязанностям руководителя добавилось обеспечение железнодорожного подвижного состава огнетушителями в соответствии с приведенными нормами. Не стоит забывать, что используемые средства должны иметь паспорт от изготовителя и порядковый номер. Все огнетушители на предприятии должны быть опломбированы, а именно на запускающее или запорно-пусковое устройство при производстве или заправке огнетушителя должна быть установлена пломба с идентификационным номером, месяцем и годом зарядки. При ее срыве или повреждении огнетушитель следует отправить на перезарядку, иначе на руководителя может быть составлен административный протокол за нарушение правил противопожарного режима. Ужесточение требований законодательства, связанных с обеспечением противопожарной безопасности, направлено на снятие с государственных структур ответственности по многим вопросам и заставить владельцев заботиться об имуществе. Государству остаются только функции контроля. Такой подход является необходимым для предотвращения многочисленных жертв в случае несоблюдения первичных мер противопожарной защиты.
Фото: freepik.com