Расчетно-кассовое обслуживание: выбираем лучшие условия для юридических лиц
Расчетно-кассовое обслуживание (РКО) необходимо для всех категорий бизнеса: граждан, индивидуальных предпринимателей, а также для представителей среднего и крупного бизнеса. В этой статье мы подробно расскажем о расчетно-кассовом обслуживании юридических лиц, а также рассмотрим важные моменты, связанные с выбором кредитной организации, определив банки, которые предлагают самые выгодные условия и сравним их тарифы. Кроме того, мы опишем содержание пакета РКО и документы, необходимые для открытия счета. Подробнее о всех этих аспектах читайте в нашей статье.
Юридические лица имеют ряд особенностей в расчетно-кассовом обслуживании, которые стоит учитывать при организации своего бизнеса. Формально закон не требует открытия расчетного счета для предприятий, но без него возникают риски и неудобства. В случае, если организация имеет малые обороты и не проводит операций, при которых запрещено рассчитываться наличными, то она может работать без расчетного счета.
Однако, если предприятию необходимо проводить сделки по безналичному расчету или рассчитываться с контрагентами через банковский счет, ему необходимо открыть расчетный счет. Юридические лица – ООО, АО, ПАО - могут открыть расчетные счета в установленном порядке на территории Российской Федерации и за ее пределами, но законодательно это не является обязательным условием.
Однако, при отсутствии расчетного счета у предприятия возникают сложности. В законодательных документах запрещается расчет наличными, если сумма по договору превышает 100 000 рублей, и некоторые виды сделок могут проводиться только по безналичному расчету. Кроме того, юридическим лицам разрешается тратить наличные средства, поступившие в кассу, только со строго определенными целями, при нецелевом расходовании возникает правонарушение.
Правовые аспекты расчетно-кассового обслуживания юридических лиц прописаны в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России)», ГК РФ, НК РФ, а также в актах Центрального банка РФ, в частности в положении «О безналичных расчетах в РФ» и указаниях «Об осуществлении наличных расчетов». В современной правовой и деловой среде наличие расчетного счета необходимо для ведения бизнеса.
Расчетно-кассовое обслуживание юридических лиц представляет собой обширный комплекс операций, которые предоставляют банки. В данной статье мы рассмотрим основные виды услуг, которые входят в понятие РКО, а также дополнительные, которые предоставляются некоторыми кредитными организациями.
Безналичные расчеты являются самой распространенной группой услуг при РКО. К ним относятся переводы между счетами, уплата налогов, социальных и других платежей. Эту группу услуг можно проводить через интернет-банкинг, что позволяет избежать посещения офиса банка клиентом.
Кассовые операции, в свою очередь, не так широко распространены. Эти операции проводятся через кассу или банкомат и представляют собой действия с наличными деньгами. Например, клиент может внести деньги на свой счет или снять определенную сумму. Чтобы совершать кассовые операции, банк предоставляет юридическому лицу чековую книжку или корпоративную банковскую карту.
Также одной из основных операций РКО являются обслуживание счета и ежемесячное предоставление выписок по итогам финансовых операций. Кроме того, клиенты могут воспользоваться некоторыми дополнительными услугами.
Одной из таких услуг является самоинкассация. Она заключается в пополнении расчетного счета через банкомат, что значительно упрощает процесс и экономит время. Также клиенты могут воспользоваться услугой «пакетное обслуживание», которое включает в себя выгодные условия для проведения частых операций РКО.
Выпуск корпоративной банковской карты является также распространенной дополнительной услугой, предоставляемой банками. Она позволяет переводить, снимать или вносить деньги через банкоматы и может быть полезна для тех юридических лиц, чья деятельность связана с частыми командировками.
Предприятия, занимающиеся торговлей, не обходятся без услуги эквайринга. Он представляет собой возможность оплаты продукции банковской картой через терминал. Средства, полученные за продукцию, поступают на расчетный счет организации. Есть также интернет-эквайринг, который предоставляет возможность осуществлять оплату через интернет-магазин.
Среди дополнительных услуг также можно выделить валютные операции. Некоторые предприятия проводят расчеты не только в рублях, но и в валюте других стран. Банк помогает организации проходить валютный контроль при осуществлении переводов и приеме платежей в иностранной валюте.
Наконец, система «Банк-клиент» - это услуга интернет-банкинга, которая удобна как для клиента, так и для банка. Благодаря данной системе предприниматель может осуществлять и контролировать все свои финансовые операции через интернет.
Многие банки объединяют РКО с кредитованием, что позволяет им предложить более выгодные условия клиентам. Кроме того, многие кредитные организации сами предлагают выгодные пакеты РКО, включающие в себя все необходимые услуги.
Пакет документов
При заключении договора на расчетно-кассовое обслуживание в банке требования к документам могут немного отличаться в разных финансовых организациях. Однако базовый пакет составляется примерно одинаково везде. Если юридическое лицо является резидентом РФ, спискок обязательных документов включает в себя следующие пункты:
- Заявление на открытие расчетного счета, подписанное руководителем юридического лица и заверенное фирменной печатью (если клиент не использует печать, оттиск на документах может не ставиться).
- Заявление на заключение Договора комплексного банковского обслуживания юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, заверенное печатью (если клиент не использует печать, оттиск на документах может не ставиться).
- Выписка из ЕГРЮЛ, выданная не ранее месяца до предоставления и заверенная налоговым органом (банк также может получить ее самостоятельно).
- Учредительные документы юридического лица (устав предприятия, учредительный договор).
- Карточка с нотариально заверенными образцами подписей лиц, которые имеют право распоряжаться средствами на расчетном счете, а также с образцом печати.
- Документы, подтверждающие личность и полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица.
Банк принимает документы от клиента в виде их оригиналов или нотариально заверенных копий (в том числе копий, удостоверенных регистрирующим органом или нотариально).
Если же юридическое лицо не является резидентом РФ, список документов немного отличается. В случае, если они составлены на иностранном языке, необходимо предоставить перевод на русский язык, при этом личность переводчика должна быть заверена нотариусом. В некоторых случаях также может потребоваться легализация документов в посольстве РФ.
Когда дело касается предприятия и расчетно-кассового обслуживания (РКО), выбор кредитной организации может сильно повлиять на бизнес. При заключении договора на открытие счета, банку доверяют всю финансовую информацию о компании, поэтому помимо лучших условий РКО, надежность банка тоже играет критически важную роль.
За пределами условий кредитной организации, рекомендуется изучить все имеющиеся сведения о банках в вашем регионе и проанализировать следующие моменты:
1. География банка
Если планируется частая личная посещаемость, удобство расположения офиса имеет значение. Однако, когда большинство операций будет совершаться дистанционно с помощью интернет-клиента, это не главный критерий выбора.
2. Репутация банка
Частые случаи отзыва лицензий заставляют с тщательностью оценивать надежность банков. Если банк закроется, владельцы предприятий могут потерять деньги, оставшиеся на расчетном счете. Поэтому, стоит проверить открытую информацию в СМИ о климате в организации за последние несколько лет. Узнайте, что говорят рейтинги независимых агентств и как общаются клиенты с банком. Обратите внимание на задержки переводов или других проблем, которые могут возникнуть. Как правило, лучше выбирать банк с надежной репутацией для РКО.
3. Спектр дополнительных услуг
Компания может потребоваться определенный пакет услуг от банка, включая эквайринг или удобный зарплатный проект. Чем больше пакет банковских услуг, тем больше возможностей для выбора.
4. Удобство удаленного обслуживания
Качество интернет-банкинга предлагаемого банком может облегчить удаленное обслуживание. Убедитесь, что приложение работает на нужных операционных системах, интерфейс понятен и прост, и функционал включает все необходимые опции.
5. Оперативность обратной связи
Отзывы пользователей могут помочь оценить, насколько оперативно и качественно сервисная служба банка реагирует на запросы клиентов.
6. Тарифы на РКО
Стоимость РКО в одних и тех же услугах в разных банках может сильно отличаться. Если подсчитать итоговую сумму за год, разница может оказаться значительной. Сравните тарифы на РКО и выберите оптимальный вариант для вашего бизнеса.
7. Политика банка относительно клиентов
Отслеживайте отзывы на предмет сложностей при общении с банками. Узнайте, не наблюдалось ли случаев необоснованной блокировки счетов или странных требований к клиентам.
8. График работы и длительность операционного дня
Для предприятий с подразделениями в разных часовых поясах актуально, чтобы график работы и длительность операционного дня были подходящими. Это может помочь избежать непредвиденных задержек платежей.
Фото: freepik.com