Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Тахографы - плюсы и минусы
По последним изменениям в законодательстве, некоторые типы транспортных средств требуют оборудования тахографами. Небрежность в использовании этого требования накажет владельцев автомобилей штрафными санкциями. Некоторые водители и владельцы транспортных средств не приняли эту новость благосклонно, осознавая его как еще один способ заработка денег на их счет. Однако, мы считаем, что необходимо рассмотреть все плюсы и минусы установки тахографа, а также проанализировать цену монтажа и эксплуатации. В этой статье мы по порядку опишем, зачем необходимо ставить тахограф, что делает этот прибор, и как его использование может быть выгодным или невыгодным для вас.
Зачем устанавливают тахограф на автомобили и как он работает?
Тахограф – это контрольный прибор, который устанавливают на борту автомобиля, чтобы регистрировать основные параметры движения транспортного средства. Он автоматически записывает информацию о скорости движения, пути, затраченном времени на работу и отдых водителя, а также другие параметры.
Для отслеживания этих показателей используются системы спутникового мониторинга автотранспорта. Устройство работает даже при выключенном двигателе, автоматически записывает данные в память и хранит их определенное время.
Тахографы могут быть как аналоговыми (дисковыми), так и цифровыми. Аналоговые устройства считаются устаревшими, так как они не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа. Ныне все автомобили и автобусы, выпускаемые сегодня, оснащаются цифровыми приборами.
Кто обязан устанавливать тахограф на свои транспортные средства? Какие виды ТС подлежат обязательной установке контролирующего устройства?
Согласно Приказам Минтранса РФ №36, №273 и №348, приборами должны быть оснащены автомобили и автобусы, используемые в сфере пассажирских и грузоперевозок. К ним относятся ТС следующих категорий: М 2 и М 3 - автобусы и другой пассажирский транспорт более чем с восьмью местами для сидения и максимальной разрешенной массой до 5 тонн и от 5 тонн соответственно; N 2 и N 3 - грузовые автомобили с максимальной допустимой массой 3,5-12 тонн и более 12 тонн соответственно.
Устройства должны соответствовать нормам безопасности колесных средств и требованиям территории эксплуатации прибора. Если транспортное средство, оборудованное тахографом, предназначено для международных перевозок, на нем положено устанавливать устройство, отвечающее нормативам ЕСТР.
Контрольным устройством должны пользоваться индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Картой водителя устройство обладает ограниченный срок действия, который можно продлить. Водитель не может использовать устройство без карты или с чужим чипом. Одним из главных преимуществ тахографа является то, что данные в памяти устройства защищены от редактирования и доступ имеют только лица, заинтересованные в мониторинге, такие как владелец автомобиля, водитель и контролеры, осуществляющие проверку.
Интересным фактом является то, что хотя установка тахографа на личный транспорт по закону не обязательна, иногда его используют и частные автовладельцы.
Согласно закону, некоторым транспортным средствам обязательна установка тахографов. Это вызвало недовольство у многих владельцев транспортных компаний, так как они несут расходы на монтаж и обслуживание прибора, а также у водителей, которые теперь не могут нарушать правила дорожного движения незамеченными. Однако, при правильном использовании, тахографы могут принести множество преимуществ.
Первое преимущество - возможность отслеживать местоположение автомобиля в режиме реального времени, что осуществляется благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Кроме того, тахограф контролирует скорость и соблюдение ПДД, и предотвращает возможность нарушения скоростного режима.
Информация о работе автомобиля записывается на центральную память устройства, где хранится в течение года, а также на карту водителя, где хранится в течение 28 дней. Данные периодически читаются и переносятся в архив компании. Специальные компьютерные программы позволяют обрабатывать данные, записанные в памяти устройства, отслеживать маршруты и контролировать режимы труда и отдыха водителя для обеспечения безопасности дорожного движения.
Тахограф считается необходимым транспортным компаниям, которые специализируются на перевозках, так как устройство позволяет контролировать работу водителей, предотвращая простои машины, мошенничество, посторонние рейсы и другие нарушения. Это помогает экономить деньги, повышать производительность труда и эффективность бизнеса.
Водителям следует помнить о том, что тахограф обеспечивает безопасность при движении, отслеживая скорость, время работы и перерывы. Точность его показаний имеет юридическую силу, что может быть использовано как аргумент в спорных ситуациях.
Несмотря на все преимущества, стоит учитывать, что установка тахографа может обойтись владельцу предприятия в приличную сумму, что особенно ощутимо при большом автопарке. Кроме того, ограниченный срок службы модуля, что вызывает дополнительные затраты.
Стоимость установки тахографа: всё, что нужно знать
Как мы уже упоминали, законодательство делает собственника ответственным за обязательное оснащение автомобиля контролирующим устройством. Однако, сколько же это может стоить? В общей сумме стоимость установки тахографа состоит из двух частей:
1. Стоимость самого прибора, которая зависит от марки, комплектации (в наличии модема GPRS или нет) и в среднем составляет около 30 000 рублей.
2. Стоимость работ по установке и настройке, которая рассчитывается в зависимости от количества требуемых мероприятий и ценовой политики компании. В частности, установка тахографа включает следующие этапы:
- Активация модуля СКЗИ;
- Подключение устройства к бортовой электросети автомобиля;
- Настройку или калибровку;
- Тестирование.
Общая стоимость установки тахографа включает в себя выплату суммы порядка 6000-7000 рублей за работу. Если в процессе установки потребуется также заменить датчик скорости или спидометр, стоимость возрастет до 13 000 рублей. В совокупности, примерная цена тахографа с установкой под ключ составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Стоит отметить, что в соответствии с приказом Минтранса № 36, каждые три года тахографу необходима поверка (повторная калибровка), которая обойдется в среднем в 2 000 рублей. Также стоит учесть затраты на обслуживание, включая замену блока СКЗИ, которая проводится каждые три года.
В заключении, тахограф - это устройство, которое может быть полезным как для водителей, так и для предпринимателей, занимающихся перевозками. Он позволяет контролировать работу сотрудников и обеспечивает безопасность эксплуатации транспорта. Расходы на установку тахографа вполне оправданы, особенно учитывая его ценные функции.
Фото: freepik.com