Возможности и подходы удаленного обучения
В настоящее время для получения высшего образования не обязательно ходить каждый день в университет и посещать лекции в аудиториях. Использование современных методов обучения позволяет получить образование дистанционно, даже находясь в необычных для учебного процесса условиях.
Задача обучения: от теории к практике
Вовсе не только запоминание технической информации является целью учебного процесса. Более того, целью является получение практических навыков, которые будут способствовать личностному росту и развитию. Овладение знаниями - это комплекс процессов, связанных с получением представлений о предмете и доведением умения использовать эти представления в реальной жизни до автоматизма. Важен и сам процесс преподавания, для того чтобы студент мог успешно осваивать материалы и навыки приобретения знаний. Важна мотивация студента, создание комфортных условий для обучения, наличие стимулов для активной работы и духовной напряженности.
Многие педагоги издревле посвящали свои труды вопросу эффективного проведения обучения. Я.А. Коменский в своей "Великой дидактике" обсуждал создание идеальных условий для студента, которые поддерживали бы его интерес к учебному процессу. А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов, В.А. Сухомлинский исследовали поведение студентов, применяли различные методы для оптимизации учебного процесса и повышения его эффективности. В современной педагогике проводятся многочисленные исследования вопроса оценки эффективности дистанционных форматов обучения и о продуктивности самого процесса, что доказывает актуальность этой проблемы.
Высший уровень усвоения знаний – творческое усвоение, при котором учащийся демонстрирует исследовательские и изобретательские способности, благодаря которым возникает новая информация. Ранее полученные знания на четвертом уровне перерабатываются и применяются в нетипичных для учебной модели ситуациях. Таким образом, этот уровень представляет собой достижение полного усвоения знаний.
Процесс познания включает в себя пять последовательных этапов. Нулевой уровень – знакомство с материалом и его понимание. Это первичный этап, на котором подразумевается ознакомление учащегося с темой.
После успешного прохождения предыдущего этапа, ученик переходит на первый уровень усвоения знаний. На этом этапе студент использует подсказки внешнего происхождения, чтобы узнать данную тему. Какими подсказками студент воспользуется, может быть определено как конкретной жизненной ситуацией, наставничеством, учебным пособием или справочником.
Следующим этапом является второй уровень усвоения знаний – воспроизведение. На этом этапе студент может в полной мере воспроизводить полученные ранее знания и использовать их для решения типовых задач.
Третий уровень усвоения знаний – это эвристическая деятельность. На данном этапе студент уже способен использовать свои знания в нетипичных ситуациях и решать нетипичные задачи.
Существует два качественно различных типа усвоения знаний: репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся только воспроизводит полученную информацию без переработки. В свою очередь, при продуктивном усвоении информация перерабатывается и применяется в ситуациях, отличных от представленных в учебной модели. Современным педагогам важно сосредоточиться на продуктивном типе усвоения знаний и поискать новые методы обучения. Одним из таких способов является дистанционное обучение.
Подходы к обучению при дистанционном образовании
Сегодня дистанционное обучение является одним из наиболее популярных способов получения образования. Оно дает возможность студентам получать высшее образование, не изменяя свой образ жизни, не тратя время на дорогу и не переезжая в другой город. Занятия проводятся по индивидуальному графику, следовательно, приобретать новые знания можно, не прерывая работу и совмещая обучение в нескольких заведениях. Кроме того, удаленное обучение часто является единственным способом получить высшее образование для студентов с ограниченными возможностями.
Удаленное обучение использует самые современные методики, включая специально разработанные преподавателями интерактивные образовательные курсы, веб-семинары, онлайн-лекции и создание собственных проектов – самостоятельно или в сотрудничестве с другими студентами. Контроль знаний проводится также в онлайн-режиме с помощью тестирования, зачетных работ и лабораторных работ, результаты которых студент отправляет преподавателю в электронном формате. Таким образом, студенты имеют возможность учиться в свободное время, не находясь в жестких временных рамках. Тем самым они могут самостоятельно разработать и применить наиболее эффективную схему усвоения знаний на практике. Интернет также предоставляет студентам возможность общаться друг с другом и посещать семинары с ученными, публичными деятелями и крупными специалистами-практиками.
Таким образом, одним из основных преимуществ дистанционного обучения является его доступность для всех, независимо от местоположения и занятости студента.
Фото: freepik.com