Что делать, если звонят коллекторы: советы для должников
Кредиты берут по множеству причин, от решения жилищного вопроса до покупки автомобиля. Некоторые люди получают займы с целью провести отпуск в экзотической стране или устроить пышную семейную свадьбу. Как бы то ни было, все кредиты нужно отдавать. Задержка в выплате может привести к присоединению коллекторов к делу. Чтобы понять, что делают коллекторы, давайте более детально остановимся на этой теме.
Коллекторы: что они могут и что не могут
В наши дни понятие "коллекторы" зачастую ассоциируется с отрицательной коннотацией, которая насаждается сериалами и фильмами о преступном мире. Однако, на самом деле все не так страшно: права и обязанности коллекторов жестко регулируются ФЗ-230 "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" в редакции от 1 января 2017 года.
Это закон устанавливает сбалансированные правила коммуникации между коллекторами и должниками и защищает права обеих сторон. Коллекторы могут связываться с заемщиками по телефону, электронной почте, текстовым сообщением или личной встрече, но вне зависимости от способа коммуникации, они обязаны назвать свое полное имя и агентство, с помощью которого они работают. Кроме того, они должны предоставить контактные данные для обратной связи и банковские реквизиты для выплат, а также ОГРН и ИНН своей компании.
Следует помнить, что по закону коллекторы не имеют права прибегать к физическому и психологическому давлению, передавать персональные данные заемщика третьим лицам и сообщать ложные сведения о сумме кредита. Кроме того, они не могут требовать деньги с обанкротившихся, несовершеннолетних и недееспособных людей, а также инвалидов первой группы и людей, находящихся на стационарном лечении.
Коллекторы могут звонить родственникам или друзьям заемщика, но только если они являются поручителями по кредиту, заемщик дал согласие на звонки своему окружению, либо сам оставил контакты третьих лиц в кредитном договоре. Следует также учитывать, что коллекторы могут звонить в будние дни с 8 утра до 10 вечера и в выходные дни и праздники с 9 утра до 8 вечера. Они могут звонить не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
Таким образом, законодательство защищает как коллекторов, так и должников, и предусматривает строгий контроль над их взаимоотношениями. Однако, если вы столкнулись с нарушением своих прав со стороны коллекторов, следует обратиться за помощью к специалистам или в правоохранительные органы.
Почему именно коллекторские агентства имеют дело с должниками, а не банки?
Существует две основные причины:
1. Банки заключают договора с коллекторскими агентствами для взыскания долга, когда клиент задолжал сумму кредита в течение нескольких месяцев. В этом случае коллекторы выступают в роли посредников, заключая агентский договор с банком, чтобы помочь ему получить свои деньги.
2. Если должник не сможет выплатить долг в течение года, банк может продать долг коллекторскому агентству. Для должника это означает лишь смену кредитора, но все его обязательства перед бывшим банком останутся. При этом коллекторское агентство начинает взыскивать задолженность со всеми процентами и пенями.
Если должнику был продан долг, то он может узнать об этом от представителей коллекторского агентства через телефон или письменное уведомление. Банк обязан уведомить заемщика о продаже долга в официальном письме и указать сумму задолженности и проценты. Перед началом выплат должник может убедиться в наличии у коллекторского агентства свидетельства ФССП, что подтверждает законность деятельности коллекторов.
Как правильно поступить, если звонят коллекторы? Прежде всего не стоит паниковать. Но погасить долг необходимо, и здесь многое зависит от заемщика. В официальных коллекторских агентствах работают профессионалы, которые понимают, что финансовые трудности могут возникнуть у каждого. Поэтому лучшим вариантом будет объяснить свою ситуацию коллектору и создать совместную схему платежей. Стоит заметить, что она может быть более выгодной и лояльной, чем у банка, поскольку коллекторские агентства не связаны жесткими нормативами финансовой деятельности.
Каких действий лучше всего избегать в случае звонков коллекторов? Сбрасывать звонки, хамить собеседнику и менять сим-карту точно не стоит. Невозможно избежать долга, сбежав в другой город или даже страну. Коллекторы не преследуют должника сами, лишь обращаются в суд, который в большинстве случаев принимает их сторону. После вынесения решения суда на сцену выходят судебные приставы, которые могут применять методы гораздо менее деликатные, такие как арест имущества или счетов, а также налагать запреты на выезд за границу. Некоторые люди думают, что новый кредит поможет оплатить старый и избежать неприятностей, но это не так. Кредитная история должника будет проверена, а значит, получить новый кредит будет возможно только в микрофинансовых организациях, начисляющих порой сотни процентов годовых. В итоге, если должник не найдет денег, то ситуация повторится вскоре. Если же удалось расплатиться с долгами, все равно стоит помнить, что для банков он будет оставаться ненадежным клиентом навсегда, поскольку там работают профессионалы, которые знакомы со всеми возможными схемами.
Как подводящий итог, можно сказать, что разумное поведение поможет разрешить ситуацию с минимальными потерями. Коллекторские агентства не заинтересованы в доведении дела до суда и готовы идти навстречу клиентам. У некоторых компаний есть возможность простить большую часть долга, а лояльные условия выплат могут быть более привлекательными, чем в банках.
Фото: freepik.com